top of page

Обзор федерального закона

О побочных продуктах животноводства от 14 июля 2022 г. №248-ФЗ

Описание

В данной статье мы рассмотрим нововведения и особенности правового регулирования Закона №248-ФЗ, который вступит в силу 01 марта 2023 года.

ВАЖНО: Новый Закон № 248-ФЗ разрешает вывести помет и навоз из-под действия федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и не признавать их отходами производства и потребления. Но есть одно очень важное исключение*, о нем мы поговорим позднее. 

Более наглядно о том, что изменится после вступления Закона №248-ФЗ в силу:

Было

Стало

В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 10.01.2002 N 7-ФЗ продукты жизнедеятельности при содержании сельскохозяйственных животных являются отходами производства и потребления. 

В связи с этим необходимо: 

- получать лицензию на деятельность по обращению с отходами;

- оформлять паспорта отходов; 

- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. 

Закон № 248-ФЗ в корне изменяет эту ситуацию, позволяя признавать навоз, помет, подстилку, стоки и так далее не отходами производства и потребления, а побочными продуктами животноводства, к которым не будут применяться действия ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Что регулирует Закон №248-ФЗ?

 

Отношения в области обращения побочных продуктов животноводства

 

Что такое побочные продукты животноводства?

 

Вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, используемые в сельскохозяйственном производстве.

 

Что такое обращение побочных продуктов животноводства?

 

Деятельность по:

- хранению;

- обработке;

- транспортировке;

- реализации и использованию побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве

Как отнести вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным отходам животноводства?

 

Организации самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов. 

О принятом решении, а также об объемах побочных продуктов животноводства, о дате их образования и планируемых сроках использования организации должны уведомить Россельхознадзор. 

Форма уведомления утверждена Приказом Минсельхоза России от 07.10.2022 N 671. По общему правилу уведомление нужно будет направлять ежегодно на предстоящий календарный год не позднее 31 декабря текущего календарного года. 

 

В 2023 г. уведомление направляется до 1 мая 2023 г. на период с 1 марта 2023 г. по 31 декабря 2023 г.

Если компания приняла решение об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства и подала в Россельхознадзор соответствующее уведомление, реализуемые ею навоз и помет будут в целях налогообложения относиться к сельскохозяйственной продукции.

Принцип работы

 *ВАЖНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ:

Как указано выше, новый Закон №248-ФЗ признает, что побочные продукты животноводства не являются отходами. 

Тем не менее, они все же могут быть признаны отходами в случае нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства. 

Перечень таких нарушений уже установлен Правительством РФ (утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2022г. № 3256-р).

Какие именно нарушения указаны в перечне?

 

В первую очередь речь идет о нарушениях обращения (хранение, обработка, переработка) побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений.

 

Также нарушениями признаются использование и передача побочных продуктов животноводства, не соответствующих следующим требованиям:

 

Не допускается наличие в обработанных и переработанных побочных продуктах животноводства патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов.

 

- Содержание токсичных элементов, пестицидов в обработанных и переработанных побочных отходах животноводства не должно превышать нормативы, указанные в приложении к требованиям к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства"

 

Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт.

 

Нарушением является транспортировка побочных продуктов животноводства с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.

 

Как и кто будет выявлять нарушения?

 

При выявлении в рамках государственного контроля (надзора) хотя бы одного из вышеперечисленных нарушений побочные продукты животноводства признаются отходами

Датой признания побочных продуктов животноводства отходами является дата вступления в законную силу акта контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным  Законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вынесенного при выявлении указанных нарушений.

Функции по надзору за обращением побочных продуктов животноводства, определенных в соответствии с Законом N 248-ФЗ, возложены на Россельхознадзор.

 

Последствия в результате выявленных нарушений:

 

Если побочные продукты животноводства были признаны отходами, компания должна будет исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сделать это нужно будет с учетом следующих особенностей:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений;

- платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами; 

- размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном п.1 ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с применением к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициента 1.

 

Ниже приведем пример платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае нарушения Закона №248-ФЗ и признания продуктов животноводства отходами:

 

Допустим по результатам проверки отходами будет признано 6 000 тонн куриного помета.

Куриный помет относится к III классу опасности. Такое количество помета на средней птицефабрике образуется за 30 дней (исходя из суточного количества образуемого помета в 200 тонн).

Приведем расчет на основании Постановления Правительства РФ от 01.03.2022 №274 от 13.09.2016 №913

отходы III класса опасности (умеренно опасные) — 1 579,13 рубля за 1 тонну.

Как указано выше, к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется коэффициент 1, соответственно 1 579,13х1х6000 = 9 474 780 рублей.

 

Вывод:

На основании вышеизложенного можно сказать, что с одной стороны, новый Закон №248-ФЗ действительно призван помочь в отношении правового регулирования отходов животноводства. 

И это позволит организациям самостоятельно осуществить отнесение навоза и помета к побочным продуктам, а не к отходам. 

Но, с другой стороны, при малейшем нарушении требований к обработке, переработке, хранению, транспортировке, а также использованию побочных продуктов и их реализации, выявленных при проверке, побочные продукты животноводства вновь будут признаны отходами и организации будут вынуждены платить огромные деньги за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Как избежать проверок?

 

Первый и самый логичный ответ на этот вопрос напрашивается сам собой, не нарушать требования Закона №248-ФЗ. 

Но, к сожалению, не все так просто. Мы понимаем, что вопрос переработки отходов животноводства является одним из самых острых в этой сфере.

 

Организациям необходимо выбирать оборудование для переработки навоза и помета с учетом требований Закона №248-ФЗ, Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также иных требований действующего законодательства в отношении охраны окружающей среды.

 

Наша компания (ООО «ХОЛДИНГ АГРО») последние годы занимается поставкой, монтажом и вводом в эксплуатацию оборудования по ускоренной переработке отходов животноводства в био удобрение. Нами было успешно реализованы проекты в Кемеровской и Новосибирской областях, а также в г. Магадан.

 

В результате аэробного ферментирования убивается вся патогенная флора, что подтверждается советующими лабораторными исследованиями,  отсутствует аммиачный запах. Процесс переработки отходов животноводства осуществляется в закрытом баке Ферментера без выбросов в атмосферу и негативное воздействие на окружающую среду.

bottom of page